Петровский путевой дворец
Петровский путевой дворец у метро «Динамо» знаком многим, а вот внутри бывали не все. Сегодня погуляем вокруг этого красивого здания и заглянем познакомиться с интерьерами.
35 фотоФотографии и текст cr2
По названию может показаться, что построили его в петровскую эпоху или для Петра I. Однако это не так — появился дворец при Екатерине Великой в 70-х годах 18-го века для остановки и отдыха членов царской семьи по дороге из Петербурга в Москву.
Отсюда его название — «путевой». Что касается слова «Петровский», — то это название происходит от того, что построили дворец на пустующих землях московского Высокопетровского монастыря, что на улице Петровке.
Внешне дворец напоминает как крепость, так и европейскую виллу. Это один из лучших образцов российской неоготики. Екатерина II бывала здесь дважды: в 1785 году она провела во дворце 4 дня на пути из Новгорода и в 1787 году — 10 дней по дороге из Крыма.
По легенде императрица, находясь во дворце, отпустила свиту и караул, пожелав оставаться «под охраной своего народа». «Свой народ», правда, чуть не организовал давку, поскольку посмотреть на царицу прибыло очень много людей.
Хотя давка недалеко отсюда всё-таки ещё будет, лет через 100. Но об этом позже.
Смотрите, какие крутые рога изобилия украшают дворец!
После Павла I российские императоры использовали Петровский дворец как последнюю остановку на пути на коронацию в Кремле. Даже уже когда появится железная дорога, с поезда монархи будут прибывать всё равно сюда, а не в сразу в Кремль.
Ограду дворца можно рассматривать долго. Шпили и детали, похожие на колючки, и башенки, подобные шахматной ладье.
Строили дворец по проекту знаменитого зодчего того времени — архитектора Матвея Казакова.
Как я уже говорил, весь комплекс похож на крепость или загородную европейскую виллу. Казаков вдохновлялся средневековыми готическими постройками, а идея купола явно от Софии в Константинополе. Результатом этого архитектурного микса и стал комплекс дворца.
Екатерина II решила строить дворец после успешного окончания Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. На расположенном рядом Ходынском поле даже устроили макет военных баталий. Вырыли пруды, назвав их Чёрным и Азовским морями, построили «крепости», «города» и провели реконструкцию сражений.
Поскольку дворец путевой и сюда прибывали с дороги, то возникает вопрос, а на чём ездили в те времена? Вот, летом для путешествий знать использовала подобные кареты.
Зимой — вот такие конные сани:
Это вид времён Павла I. Как известно, он не любил Москву и вообще всё, что было связано с его матушкой Екатериной. В опалу императора попал и Петровский путевой дворец.
Что не так на этой картине по сравнению с привычным нам видом? Конечно же цвет. При Екатерине и в наши дни он красно-белый, а Павел велел лишнюю торжественность комплекса убрать и сделать его более невзрачным, перекрасив.
Кстати, а чем в поездках занимались богатые люди и монархи? Можно было поработать на «ноутбуке» 19-го века — дорожном бюро. Внутри него находилась бумага и перья, на нём же и писали. Также часы дороги скрашивали чтением путеводителей.
А ещё играли в различные игры:
Во времена Отечественной войны 1812 года в Петровском дворце несколько дней провёл Наполеон, сбежавший от московского пожара из Кремля. По легенде, дворец достался ему уже разорённым, даже подходящей для спальни комнаты не нашлось и Наполеону пришлось спать на подоконнике. Однако это всего лишь легенда.
Кстати, император занимался здесь тем, что придумывал устав французского театра. Ну и наблюдал за пожаром столицы.
Помните строки Пушкина?:
«Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.»
На грозный пламень Наполеон мог глядеть из этого окна, выходящего на восток, в сторону Москвы (в те годы Петровский дворец не был в черте города). Сейчас из него мало чего можно разглядеть, «Красная площадь не видна», лишь «улица немножко»
Говорят, французы дворец не тронули, зато в нём отлично поработали окрестные крестьяне. В итоге после 1812 года здание некоторое время стояло в руинах и восстановили его толком уже при Николае I.
В 19-м веке Петровский парк превращается в место тусовок московской знати (их специально вывели из черты города, чтобы избежать лишних драк, разборок, погромов и ущерба зданиям и горожанам).
Здесь проводились гуляния, катания на лошадях и санях, работали кафе и рестораны (вспомним знаменитый «Яр»)
К концу 19-го столетия вокруг дворца и парка выросло много дач известных и не очень фамилий. В одно время их стало так много, что власти даже запретили строить здесь новые дачи.
Многие постройки были настоящими произведениями архитектуры и искусства. Увы, до нас дожила лишь одна дача, но про неё поговорим не сегодня.
Как я уже сказал, Романовы в 19-м веке использовали дворец для остановки перед коронацией. Не исключением стала и коронация Николая II в 1896 году. Кстати, в её честь Москву довольно знатно подсветили и украсили.
Смотрите, что кушали на обеде в честь коронации последнего российского монарха.
В одном из залов открыта выставка, посвящённая коронации. Здесь можно познакомиться поближе с тем событием и в том числе с Ходынской катастрофой, которая произошла неподалёку.
Кстати, многие залы дворца, несмотря на внешний торжественный облик, довольно скромны.
Хотя красивые детали тоже есть.
И пышные богатые интерьеры.
Некоторые залы украшены портретами российских князей и царей.
Узнать, кто есть кто, сложно, поскольку в 18-м веке представлений о внешности монархов прошлого было мало. Многих изображали в виде европейских рыцарей и как угодно, но не в том облике, по которому можно было бы сказать, что это российский князь или царь.
Хотя вот княгиню Ольгу узнать можно.
Самый красивый зал.
31. Венчает его изумительный купол. Такое ощущение, что мы в огромном соборе. Не зря есть мнение, что Казаков использовал для его постройки как образец святую Софию.
Невероятная красота! Много раз проезжал мимо дворца, но что внутри такое сокровище — даже не предполагал.
В этом зале тоже барельефы царей, вот Пётр.
Мне очень понравилось, что во дворце кроме нас не было никого народу — можно лучше проникнуться его атмосферой, прогуляться по залам, ощутить себя в прошлом или гостем российской знати.
Также смотрите:
Дворцы диктаторов
Смотрите также: