10 фильмов гения кино Вуди Аллена о невротиках и интеллектуалах, зацикленных на своих комплексах
Кумир киноманов и интеллектуалов, сценарист, актёр, режиссёр и острослов. Вуди Аллен никогда не выйдет из моды. С ним мечтают поработать все обитатели Голливуда. Его фильмы отличаются неповторимым стилем, потрясающим тонким чувством юмора и оригинальными сюжетами. Ему уже 80, а он по-прежнему снимает.
«Энни Холл»
1977 год, 4 «Оскара»
В качестве комедии фильм не заставляет хохотать до икоты, а как мелодрама не вызывает влаги под носом. Как автобиография недостаточно правдив, а как терапия депрессий не имеет лицензии. Зато это шедевр. Остроумный, даже в грустные моменты, диалог странной пары комика-еврея и певицы (Дайан Китон) – завсегдатая кабинета психоаналитика – временами перехлестывает за рамку экрана и вовлекает зрителя, искушенного в падениях и взлетах.
Как минимум, сохранить полную иронии цитату, на которые давно уже растащен фильм, как и вышедший позже «Манхэттен». И, да, Нью-Йорк – любимец Вуди Аллена – его забавные персонажи, свидетели, подстрекатели и жертвы тупиковых решений, стереотипов и детских комплексов. Фильм считают первым, если прослеживать с 1955, большим настоящим кино Аллена – переходом от пародийного этапа творчества к созданию полновесных многоплановых картин.
«Дни радио»
1987 год, 2 номинации на «Оскар»
В этой лирической, подходящей для семейного смакования, комедии, 52-х-летний Вуди сделал то, что хотел бы сделать каждый в его возрасте – воспеть время молодости своих родителей и своего детства. В случае Аллена, оно пришлось на эпоху всевластия радио – 1930-40-е годы. Голоса из динамиков парили над шумливой многолюдной еврейской семьей, домами их соседей, мир и война с которыми составляли пестрый фон жизни маленького Джо.
«Загадочное убийство в Манхэттэне»
1993 год, номинация на «Золотой глобус»
Комичный, очень просемейный детектив, какой может быть только у В.Аллена. Вполне довольный супружеской жизнью Лэрри больше всего хочет покоя, порядка и хорошей дистанции от посторонних. Общительная и деятельная Кэрол (снова Дайан Китон) поддерживает знакомство с соседями, к тому же она наблюдательна и дотошна.
Именно ей приходит в голову вовлечь мужа в несанкционированное расследование только потому, что сосед, недавно потерявший жену, слишком весел. Множество приемов, из-за которых у зрителя влажные ладошки, В.Аллен применил здесь, а позже они сработают не менее ярко в других вариациях детективных сюжетов.
«Проклятие нефритового скорпиона»
2001 год
Это идеальный фильм для зрителя, хотя не снискал никаких наград. Взрывное сочетание комедии и детектива – одновременно смешно и до колик переживательно за главных героев. С первой сцены неприязненной встречи страхового агента Бриггса с новой надменной начальницей (на сей раз Хелен Хант) до последней встречи с нею же Аллен проводит зрителя через испытания знанием того, чего не знают герои, распутывающие сложное преступление, связанное с отчаянно дерзким ограблением.
Первое желание после просмотра фильма – срочно показать другу и посмотреть вместе с ним. В.Аллен проявил всю любовь к зрителю и понимание его, зрительских, чаяний, в этом напряженном и до конца не предсказуемом фильме.
«Матч пойнт»
2005 год, 4 номинации на «Золотой глобус»
Триллер! Пожалуй, первый («Тени и туман», «Преступления и проступки» были скорее прелюдиями). И в первый раз достоевщинкой повеяло, а потом будет еще «Мечта Кассандры», «Иррациональный человек». Место действия – Англия, не сразу явное столкновение интересов аристократической семьи, отставного теннисиста и несостоявшейся, но соблазнительной актрисы (теперь Скарлетт Йоханссон).
Сколько же точек невозвращения, матч пойнт, показано в фильме! Миг назад было возможно и то, и другое, и вдруг – решено. Но кое-кто решает развернуть судьбу, сойдет ли ему это с рук? Фильм вызвал противоречивые отзывы – от «шедевра» до «провала», а смотреть интересно.
«Сенсация»
2006 год
Квалифицируется как криминал, комедия и детектив. Никто и не подумал ее номинировать на кинопремию, но по окончании фильма зритель норовит снова нажать кнопку «play». Он успел полюбить студентку Сондру Прански (Скарлетт Йоханссон, очень на месте), безоглядно пустившуюся по наводке духа погибшего журналиста Джо Стромбела искать убийцу с колодой Таро.
Особой симпатии заслуживает ее не сразу вольный помощник иллюзионист Сид Вотерман, Чудини (В.Аллен в особом кураже), которого уже не беспокоят гормоны и еще не настиг маразм, отчего каждая его реплика полна теплой иронии, детской непосредственности и мудрости каббалиста. Лучшего Аллена трудно сыскать. Острота переживаний по ходу приключений этой парочки легко задвигает Голливуд.
«Мечта Кассандры»
2007 год
Никакого следа авантюрной детективной комедии. Не свойственный В.Аллену мрачный, бескомпромиссный, глубоко драматичный триллер. Только грусть по мечте совершенно алленовская. В этом ему помог своей всепроникающей музыкой композитор Филип Гласс, что редко бывает (чтобы саундтрек был в одних руках).
Братья Иен (Юэн Мак Грегор) и Терри (Колин Фаррелл), сыновья очень традиционно ведущего свой бизнес хозяина ресторана, влипли каждый в свою разорительную историю. Уповая на помощь состоятельного дядюшки, они не могут даже представить, какова цена спасения, и спасения ли.
«Вики Кристина Барселона»
2008 год, «Золотой глобус» за лучший фильм года
Остается только гадать, откуда у стареющего американского еврея такая испанская страсть, но фильм (мелодрама) феерический. Возможно, как это возможно только у Аллена, что женская роль второго плана (оскароносная) сделала фильм. Пенелопа Крус у Аллена свободна, как никогда, творит совершенно хулиганский и обворожительный образ, который энергетически соединяет фильм в целое.
Да, главные героини – приехавшие на каникулы американки Кристина и Вики, их стильный ухажер Антонио (Хавьер Бардем) и их подростковые приключения трогательны. Но Крус и есть Барселона! Хотя город в оправе саундтрека великолепен настолько, что в последующие за фильмом годы туристический бум его охватил.
«Полночь в Париже»
2011 год, «Оскар» за лучший сценарий
Фэнтези! Хотя и не впервые, взять хоть «Пурпурную розу Каира». Мелодрама и чуть комедия – нет у него одномерных жанров. Вуди Аллен мастер подбирать музыку, но здесь себя он превзошел – ревущие 20-е взорвали 2010-е. И на это раз место действия Париж – город творческих чудаков.
С такими и встретился начинающий писатель ХХI века, которого сочла чокнутым недоверчивая и меркантильная невеста. Действительно – Пикассо, Гертруда Стайн, Фицджеральды, Хемингуэй, а также их хрупкая подруга (Марион Котийяр) – могут ли помочь писателю (Оуэн Уилсон, сыграно трепетно) обрести себя?
«Жасмин»
2013 год, «Оскар» за женскую роль
Не последний фильм (после него еще «Магия лунного света», «Иррациональный человек», «Светская жизнь»), но пока последний, получивший «Оскар» за женскую роль (Кейт Бланшетт, справедливо, общепризнанно). Некоторые критики проводят параллель с пьесой Теннесси Уильямса «Трамвай желание» – их воля. Героиня Аллена сама свою жизнь разрушила, из Luxury в бедную среду угодила, снобизмом и невротично-алкогольными капризами всех и себя изнурила. Нервный, но не лишающий надежды, фильм.
Если кто-то решит «пробежать» этот киномарафон, то менее, чем за 20 часов, он проследит полувековую историю Вуди-Алленовского кино. Не советуем. Лучше смотреть с расстановкой, чтобы ощутить предчувствие и послевкусие.
Смотрите также: