Решающий момент
«Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце» — именно так описывал свою работу французский фотограф, отец фотожурналистики и основатель жанра «уличная фотография» Анри Картье-Брессон. Его черно-белые снимки — история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи, а на его фотографиях учатся сотни современных фотографов. Мы выбрали самые лучшие снимки легендарного мастера.
Анри Картье-Брессон рос во Франции в семье богатого промышленника, владельца мануфактурного производства, но с ранних лет живопись и искусство будоражили его фантазию. Первым учителем и человеком, который открыл в мальчике чувство прекрасного, стал его дядя Луи, под присмотром которого Анри начал практиковаться в живописи и графике.
В 30-х годах молодой Брессон видит знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика». «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него». Позже фотограф впервые взял в руки фотоаппарат Лейка, с тех пор на сорок с лишним лет ставший «продолжением его глаза».
Улица Rue Mouffetard, Париж, 1952 г.
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Раскрытие Брессона как фотографа произошло во время Второй мировой войны: фашистский плен, побег, участие в Сопротивлении — чтобы фиксировать на пленку военные будни от фотохудожника требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие.
В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum — ответ на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния» и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии — сделали его фотожурналистом мирового масштаба. А в 1955 году состоялась первая персональная выставка Картье-Брессона в Париже и не где-нибудь, а в Лувре, до тех пор остававшихся одним из немногих музеев закрытых для фотографии.
Неаполь, Италия, 1960.
Влюбленные, Италия 1946.
Об уникальной реакции и необычных методах работы Анри Картье-Брессона до сих пор ходят легенды. Например, широко прославилась «невидимость» фотографа — его модели в большинстве и не подозревали, что их снимают. Для большей маскировки Картье-Брессон даже заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой.
Но главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», выражение, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент достижения им пика эмоционального напряжения, и вы обязательно прочувствуете это через его фотографии. Для самого фотографа «решающий момент» означал «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».
1952 г.
Санта-Клара, Мексика 1934 г.
В поезде, Румыния, 1975.
Париж, 1954 г.
Митинг в Париже 1954 г.
Ноги Мартины, жены фотографа, 1967 год.
Лестница и дети.
Контрабас на велосипеде.
Актриса Изабель Юппер.
Цыгане, Испания, 1933.
«Фотогафия сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь „кухней“. Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».
Сан-Франциско, 1960.
«Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами».
Валенсия, Римский Амфитеатр, арена для боя быков, 1933 г.
«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».
Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 год.
Брюссель, 1932 г.
Негров не пускают в театр, 1961.
«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»
Трумэн Капоте, 1947 год.
Гамбург, Германия 1952 Надпись «Готов на любую работу».
«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь.»
Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.
Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.
Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи».
Анри Матисс, рисующий с натуры голубей, Венеция, 1944.
Мэрилин Монро, 1960.
Армения. Гости в деревне на озере Севан. 1972
«Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».
Марио, крестьянин и учитель танцев, Бали, 1949 г.
Диктатор Португалии Антониу Салазар, Мексика, 1934.
1989
Анри Картье-Брессон рисует свой автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк.
Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия.
Смотрите также:
• Манифест красоты и свободы Херба Ритца
Смотрите также: